Говорящие обезьяны - Форум
Суббота, 2016-12-10, 5:59 AM
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас неизвестный прохожий | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Мировой раздел » Любопытное » Говорящие обезьяны
Говорящие обезьяны
fonogramshikДата: Пятница, 2011-04-01, 11:32 PM | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1692
Репутация: 5
Статус: Вне контакта

Около семи лет назад сотрудница Стэнфордского университета (США) Пенни Паттерсон начала эксперимент, ко торый, как пишет французский журнал «Пари-матч», может изменить наши представления о животном мире и возможности контактов между человеком и теми, кого мы называем «нашими братьями меньшими».

Пенни Паттерсон — специалист в той области психологии, которая исследует механизм общения у человека и человекообразных обезьян. С 1971 года Пенни начала работать в зоопарке Сан-Франциско с маленькой самкой гориллы, которую звали Коко.

И до Пенни Паттерсон делались попытки обучить животных элементам человеческого языка. Однако итоги опытов оказывались более чем разочаровывающими. После нескольких лет терпеливых занятий обезьяны могли повторить лишь небольшое число одно- и двухсложных слов и воспринимали на слух около ста слов.

В начале 60-х годов доктор Ален Гарднер, профессор университета в Неваде, и его жена в поисках решения проблемы тщательно изучили кинопленки, на которых были запечатлены опыты предшественников. Их поразил один бесспорный факт: когда обезьяна пыталась что-то выразить — чрезвычайно примитивно и с огромными трудностями — при помощи человеческих слов, она сопровождала свои попытки непринужденными, очень естественными жестами. Гарднеры решили обучить обезьяну языку жестов (АСЛ), которым пользуются в США глухонемые. Опыт проводился с шимпанзе и оказался удачным (1 См.: М. Федоров. Начало великого диалога. — «Вокруг света», 1975, № 12.).

Однако никто из предшественников Пенни Паттерсон не ставил эксперимента с гориллой. Прежде всего потому, что это довольно опасно — гориллы сильные и агрессивные животные. Есть и другая причина — вывод профессора Роберта Йеркса, сделанный в 1925 году: гориллы гораздо менее развиты, чем шимпанзе. И все же

Пенни начала экспериментировать с Коко.

Обычно, занимаясь с глухонемыми детьми, учитель сам складывает их руки, пока они не научатся правильно применять определенный жест. Но с самого начала, несмотря на интерес, который маленькая ученица из зоопарка Сан-Франциско проявила к своей ежедневной гостье, возникла неожиданная сложность: Коко не позволяла прикасаться к себе.

Пришлось прибегнуть к способу имитации, более медленному и трудоемкому. Пенни показывала Коко предмет, воспроизводила жест, который ему соответствует, и повторяла эту операцию столько раз, сколько требовалось для того, чтобы горилла запомнила связь между предметом и жестом. Первым знаком АСЛ, усвоенным Коко таким образом, был жест, обозначающий чувство жажды: один палец поднесен к губам, остальные согнуты. Со временем отношения Коко и Пенни становились все более свободными, и Коко перестала быть недотрогой. Пенни уже могла, складывая пальцы гориллы, довольно быстро обучать ее новым знакам.

Через два года после начала занятий Коко удалось забрать из зоопарка и поселить в отдельном вагончике-лаборатории на территории Стэнфордского университета. Здесь горилла получила большую свободу: она имела доступ во все помещения лаборатории, в том числе и в комнату Пенни. У нее была и своя комната, где на всякий случай установили клетку. Впрочем, клетка оказалась излишней мерой предосторожности, так как между Коко и ее приемной матерью и учительницей установились отношения дружбы и послушания.

Когда Коко постигла азы АСЛ, ее успехи стали просто поразительными. Словарь гориллы пополнялся почти такими же темпами, как и словарь детей ее возраста. В три года Коко безошибочно пользовалась ста семьюдесятью словами.

Сейчас Коко правильно употребляет примерно 350 знаков АСЛ — такого «словарного» запаса ей вполне хватает для того, чтобы выразить все свои желания. А понимает она около 600 знаков. Коко правильно воспринимает также большое количество человеческих слов на слух, которые сама, понятно, воспроизвести не может. С прошлого года экспериментаторы начали применять электронный прибор, помогающий как бы исправить такое положение вещей. Определенным словам соответствуют клавиши прибора — нажимая их, обезьяна приводит в действие синтезатор, который воспроизводит звучание желаемого слова. Благодаря этой «электронной гортани» Коко имеет возможность «произносить» и узнавать слова, которыми она уже овладела при помощи языка АСЛ.

Еще в самом начале эксперимента скептики говорили, что выводы его могут относиться лишь к проблемам дрессировки. Такие суждения естественны — люди привыкли к мысли, что язык является исключительным достоянием человеческого рода. Но есть факты совершенно удивительные, подтверждающие, что «говорящая горилла» пользуется языком отнюдь не механически.

Коко не удовлетворяется тем, что повторяет заученные жесты, «обезьянничает», копируя своего учителя. Если она просит «Коко хочет банан Пенни», но та подает ей апельсин, ответ, выраженный жестами, следует незамедлительно: «Нет. Пенни дать Коко банан, быстро, быстро». Если для ежедневной прогулки ей предлагают желтый пуловер (гориллы очень чувствительны к холоду), Коко требует свитер красного, ее любимого, цвета.

Она может выразить свою печаль или радость. И даже угрызения совести после сделанных ею шалостей: «Коко злая. Сейчас Коко умная. Пенни щекотать Коко». Коко любит ласку. Ей нравится брать Пенни на руки, обнимать ее, она радуется, когда Пенни дружески щекочет ее. В этой ситуации она выказывает хорошие знания простейших грамматических правил, проводя различие между прямо противоположными действиями: «Ты щекотать меня» и «Я щекотать тебя».

Другой показатель развития и правильного пользования языком: Коко прибегает к хитрости, когда это требуется, — например, для того, чтобы избежать наказания. Ее маленькие обманы не огорчают, а, напротив, радуют учительницу, так как она видит в них признак развития своей ученицы.

Когда Коко не знает названия какого-либо предмета, она изобретает его сама, соединяя два уже знакомых ей слова. Так мексиканские сладости, которые было трудно раскусить, стали «пирожным-камнем», а новый перстень Пенни подучил название «ожерельепалец». Коко употребляла эти обозначения до тех пор, пока не выучила точные знаки, соответствующие этим предметам.

Коко и Пенни работают по нескольку часов в сутки. Пополнение словаря, проверка полученных знаний, тесты на сообразительность... Но, как и всех маленьких учеников, уроки быстро утомляют Коко, она теряет интерес к учебе и требует развлечений. И часто чисто «человеческих»: катание на трехколесном велосипеде или поездку на автомобиле по окрестностям университета. Любит она и обезьяньи игры, во время которых ее вагончик ходит ходуном. Коко часто ломает свои игрушки, в чем мало отличается от своих человеческих сверстников.

Но ее отдых бывает и более спокойным. Коко нравятся книжки с картинками. Она проводит много времени, рассматривая цветные изображения ее любимых кушаний. Коко любит животных. Пенни часто водит ее посмотреть собак и кошек в университетской лаборатории.

Первое время Коко пыталась общаться с четвероногими посредством языка глухонемых, но вскоре, не получая ответа, оставила эти попытки. Она даже дружила с котом, которого очень любила баюкать на руках, но после слишком резвых игр, в которых ей трудно было рассчитать свою силу, кот стал избегать встреч.

Когда Коко в одиночестве, она играет со своими куклами — куклами-людьми и куклами-обезьянками. Ее любимая кукла — со светлыми волосами (как у Пенни), к которой она часто обращается на языке АСЛ. И здесь, как и в отношении к картинкам, проявляется ее удивительная способность к воображению. Если она быстро прекращает «разговаривать» с животными и людьми, которые, не владея языком АСЛ, не могут ответить ей, то с куклой она ведет длинные беседы-монологи.

Эти успехи позволили Пенни Паттерсон начать новую, еще более захватывающую фазу эксперимента. Коко познакомили с гориллой-самцом по кличке Михаэль, который на три года моложе ее. Сначала Коко повела себя ревниво и боязливо.

Однако после того, как Пенни объяснила ей, что это «хорошая горилла», Коко смирилась с присутствием Михаэля, а позже и сама стала довольно часто, пользуясь языком глухонемых, просить о встрече с ним.

Между тем Пенни и ее помощники уже начали обучение Михаэля, и через некоторое время он должен освоить словарный запас, сравнимый с запасом Коко. Когда Михаэль достигнет взрослого возраста, он и Коко составят первую в мире пару животных, в достаточной степени владеющих человеческими средствами общения. Пенни и ее коллеги ждут этого момента с нетерпением.

Будут ли две гориллы способны вести диалог между собой? Что произойдет, если у Коко и Михаэля появятся детеныши — смогут ли они сами обучить своих малышей языку АСЛ? Не будет ли поведение этой колонии горилл, владеющих языком, полностью отличаться от поведения им подобных? Ответы на эти вопросы Пенни Паттерсон надеется получить в недалеком будущем.

http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/5799/


«Да, я костёр. Господь, прости!
Я был плохим жильцом.
Себя сжигал и не гасил –
Я мнил себя творцом...»

В.Сухоруков.

 
fonogramshikДата: Пятница, 2011-04-01, 11:44 PM | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1692
Репутация: 5
Статус: Вне контакта
Горилла по имени Майкл, которого совсем маленьким вывезли из Африки, на видео рассказывает на языке глухонемых, как его мать застрелили браконьеры и он стал сиротой.

В настоящее время действует проект по обучению языку глухонемых обезьян. Проект "Коко" - успешный и долговременный проект по изучению поведения горилл, бесценный для человечества. Изучение психологии и поведение горилл даст нам понять психологические и физиологические требования других видов. С помощью этого проекта люди могут понять необходимость защиты оставшихся горилл от вымирания.

Самка равнинной гориллы Коко родилась в 1971 году, самец Майкл (на видео) родился в 1973 году. Они пользуются языком жестов и отлично понимают английский язык. Коко начала изучать язык с годовалого возраста, а Майкл, когда ему было 3,5 года. Их интеллектуальное, физиологическое и лингвистическое развитие изучается с ранних лет. До этого проекта было очень мало известно об интеллекте горилл.


Горилла Коко.Фото с сайта koko.org

Коко имеет продвинутое понимание языка среди всех животных. Её рабочий словарь состоит из более чем тысячи жестов, и она понимает две тысячи слов на английском. Уровень интеллекта IQ её находится между 70 и 95 процентов по человеческой шкале, где 100 считается обычным уровнем среди нас. Майкл, который не дожил до сегодняшнего дня, имел словарь в 600 знаков.

С гориллами каждый день проводились новые тесты и обучения новым словам. Майкл и Коко рассказывали о своих переживаниях, фантазиях, страхах и т.д. Свидетельство развитого интеллекта поразили учёных во всём мире. Проект «Коко» сделал большой вклад в изучение приматов.

Горилла - исчезающий вид. Существует два вида горилл - западная (Gorilla gorill) и восточная гориллы (Gorilla beringei). У западной гориллы самое опасное положение, особенно у горных горилл, которые живут в горах Вирунга. Они ютятся в высокогорных лесах и быстро вымирают от браконьерства и сокращающихся прямо на глазах угодий. Известная на весь мир Дайан Фосси в своё время долго прожила среди горилл в Руанде и благодаря её стараниям, они не исчезли до сегодняшнего дня. Защита горилл стоила ей жизни - Дайан погибла от рук браконьеров. Большая часть горилл обитает в республике Конго - самом неспокойном регионе мира. Здесь много нефти, золота, драгоценных камней. Разведка и добыча ископаемых этой страны угрожают гигантским дождевым лесам. Уничтожение природы и животных ведётся со страшной скоростью.

http://greenword.ru/2009/12/mike.html


«Да, я костёр. Господь, прости!
Я был плохим жильцом.
Себя сжигал и не гасил –
Я мнил себя творцом...»

В.Сухоруков.

 
fonogramshikДата: Пятница, 2011-04-01, 11:50 PM | Сообщение # 3
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1692
Репутация: 5
Статус: Вне контакта
Уошо (Washoe) по некоторым сообщениям «Вашу» — самка шимпанзе. Родилась в Африке в 1965 году. Умерла естественной смертью в 2007 году. Проживала в исследовательском центре при Центральном университете штата Вашингтон США.

В 1967 году ученые начали обучать одного из представителей человекообразных обезьян, шимпанзе, американскому языку жестов (American Sign Language, ASL). Вначале, животное чаще всего использовала знак «еще». Затем; однажды показала знак «цветок», чтобы объяснить слово «запах». Со-временем шимпанзе достигла больших успехов и её словарный запас развился до 250 слов, хотя многие критики считали, что у нее не столько развилась способность к речи, сколько имитация жестов (что делает и любой ребёнок вначале своего обучения). Тем не менее, это первая шимпанзе, пользовавшаяся жестами человеческого языка при коммуникации.

Общаясь с людьми, Washoe старалась обучить своих сородичей. Способности шимпанзе считаются практически сенсационными, сообщает газета «Шпигель» (Spiegel). Ученые, работавшие с ней, называют ее первым не-человеком, обучившимся человеческому языку. Обезьяна обучила таланту общения жестами нескольких других молодых особей. По словам Беки Уотсон (Becky Watson), представителя института, Washoe обучала языку жестов своих младших собратьев, которых зовут Тату (31), Лулис (29) и Дар (31).

Основатели института, Роджер и Дебора Фоутс (Roger аnd Deborah Fouts), начали заниматься с шимпанзе в 1967 году. Предыдущие попытки обучить шимпанзе человеческому языку были неудачными. По словам ученых, Washoe позволила им «открыть окно» в когнитивные способности обезьян и лучше понять природу этих способностей как у животных, так и у человека.

http://traditio.ru/wiki/Шимпанзе_Уошо_ (Washoe)


«Да, я костёр. Господь, прости!
Я был плохим жильцом.
Себя сжигал и не гасил –
Я мнил себя творцом...»

В.Сухоруков.

 
fonogramshikДата: Суббота, 2011-04-02, 0:05 AM | Сообщение # 4
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1692
Репутация: 5
Статус: Вне контакта
Журналистка Урсула Гуденаф.

"Доверие" - центр исследования бонобо, расположенный в штате Айова. В нем обитают шесть взрослых бонобо (их возраст от 10 до 40 лет ), вместе с шестимесечным Теко. Трое - Канзи, Панбаниша и Ньета, участвуют в программе обучения английскому языку. Остальные - Матата, Майша и Эликья, образуют, выражаясь научным языком "контрольную группу", то есть в обучении не участвуют.

Те, что участвуют в программе развивают навыки общения с людьми при помощи лексиграмм, отражающих абстрактные символы. (всего этих символов 400). На них как объекты - яблоко, рюкзак и т.д., так и понятия - тайна, завтра. Бонобо могут при произнесении слова указать на соответствующий символ. Гораздо важнее другое, они могут указать на символ спонтанно, например на мяч, когда им хочется поиграть. Они в состоянии обьединять два символа вместе, такие как мяч+снаружи, или живо реагировать на такое задание, как положить ключ в холодильник.

Самое, пожалуй главное, что бросается в глаза это отличия между группами бонобо - с которыми проводят занятия и с которыми нет. Очевидна разница в уровне внимания к человеческому измерению. Например, при проведении нового теста, Эликья вяло им занимается, обычно в обмен на награды в виде пищи, очень быстро теряет интерес и начинает отвлекаться. Канзи буквально врывается в комнату, отвечает на 100 вопросов с молниеносной скоростью, и дает понять, что готов заниматься и дальше, с более сложными задачами. Глядя на него, легко представить человеческого ребенка, увлеченного видео-игрой. Та же вовлеченность, намерение и целенаправленность. А от похвалы он буквально засиял от удовольствия.

Для таких, как я - гостей, существует отдельная лексиграмма, обозначающая посетителей, ибо сюда посторонние приходят не часто. Три бонобо, проходящие обучение, были явно во мне заинтересованы, подошли к стеклу и сигнализировали жестами, приглашая пройти во внутрь.

Когда я вошла в комнату, то села в нескольких метрах от Панбанишы и Лиз. Мы смотрели друг на друга прямо глаза в глаза. А потом присутупили к тому, что я могу описать как длительный трехсторонний чат. Панбаниша несколько раз указывала на лексиграмму "чай" и был удовлетворена только тогда, когда мне его принесли. Когда я говорила, они были чрезвычайно внимательны. Когда я увлеклась обсуждением с Лиз, Панбаниша, указав на символ тишины, вытащила одеяло и им укрылась. Пришлось извиниться и возобновить трехстороннее взаимодействие.
Возможно, все животные общаются между собой - даже бактерии передают сигналы при помощи химических веществ - и все шесть бонобо вовлечены в непрерывную коммуникацию в стиле бонобо - звуками, языком тела и жестами, выражением лиц.

То, что я поняла во время этого визита, так это то, что стиль человеческого общения включает в себя гораздо большее. Он включает в себя способность выстраивать независимую реальность с помощью символов, которые ссылаются на реальный мир. Причем реальность живущую своей собственной жизнью. Нельзя сказать, что в моем разговоре Панбаниша понимала все о чем я говорю - конечно нет. Это все напоминало чтение сказок маленькому ребенку. Некоторые слова воспринимались как конкретные определения, а некоторые уходили в альтернативную систему отчета.

Таким образом, в "Доверии" предпринимается попытка вытащить ум бонобо в реальность человеческого ума при помощи определенных средств, таких как лексиграммы, облегчающих переход.

Важно отметить и то, что люди, участвующие в эксперименте, не занимаются "перетаскиванием" бонобо в человеческий модель. Скорее они полностью погружены в мир бонобо, пытаясь понять, что означает быть бонобо, бонобо - субъекты, а не объекты. Друзья и партнеры в этом замечательном эксперименте.

Вот истории жизни прекрасного детеныша Теко.
Теко - шестимесячный бонобо, который ходит более умело, чем человеческие детеныши в этом возрасте. Изучает культуру как людей, так и своих сородичей в исследовательском центре "Доверие".

Теко родился с отсутствием хватательного рефлекса, что сделало невозможным его перемещение на мехе матери Эликьи. Та пыталась носить его на руках, но это оказалось чрезвычайно обременительным. И после двух месяцев возни с ним, Эликья дала понять Сью Сэвидж-Рамбо, которую знала со своего рождения, что той можно его забрать.

Я расскажу сегодня две истории с ним связанные. Одну про то, как его воспитывала Сью (на фото), а вторую о взаимодействии с отцом Канзи.

Всю прошлую неделю я провела сидя на полу с Теко и Сью. В отличие от тех случаев, когда я сидела на полу со своей мамой, возящейся с моей сестрой, здесь ребенок был покрыт замечательным мехом. Комната Теко украшено ярко и разноцветно, как любая детская, с теми же игрушками, которые покупают мамы своим детям. С соской, свежими пеленками и памперсами, лежащими приготовленными для использования.

У Теко есть свой Айпод, в который загружено множество детских приложений - алфавиты, детские песни, названия животных, и он проводит часы, используя его, заставляя появляться на экране все новые и новые вещи. Все новое сильно его увлекает, его руки начинают быстро, быстро двигаться, а глаза пристально сосредотачиваются на еще одну новинку. При этом всем он еще очень большое количество времени проводит на руках Сью: в обнимку, с поцелуями и почесываниями.

На стене в комнате Теко установлена новая версия клавиатуры с лексиграммами, которая позволяет добавлять слова немедленно и выбирать интерфейс. Теко еще слишком мал, чтобы ею пользоваться, но Сью постоянно ее использует, прикасаясь к символам и произнося слова, приучая его к методам взаимодействия. Ученые "Доверия" пришли к пониманию того, что обучение бонобо языку происходит точно так же, как и обучение языку у людей. Взрослые используют слова в разговоре с молодежью, а молодежь приходит к пониманию их смысла.

Разница между этим модусом и, скажем, тренировкой вашей собаки ложиться, по команде "лечь" состоит в том, что молодые бонобо уже знакомы с символами, которые обозначают определенные слова. При использовании этих слов они могут прикоснуться к этим символам. То есть они могут перевести их из своего психического опыта в символы/слова, которые его обозначают. Как только происходит улавливание этого ключевого момента, остается совсем небольшой шаг к комбинации слов и началу их объединения в то, что можно назвать предложениями.

И игра с языком продолжается.

Когнитивное развитие Теко представляет такой же интерес для воспитателей "Доверия", как и развитие человеческого ребенка для своих родителей. Но при этом воспитатели заинтересованы в том, чтобы младенец был погружен и в контекст культуры бонобо, об этом моя вторая история.

Когда Теко был маленький, он очень любил крутиться вокруг всех взрослых членов группы бонобо, чтобы за ним присматривали и ухаживали. Примером этого может служить видео, на котором Теко со своим дядей Ньотой.

Но позднее, что-то "щелкнуло" в Теко, то что Сью назвала чувством свободной воли в Теко. Он стал осмотрительнее как с незнакомыми людьми, так и с подобными ему бонобо. Ему стало требоваться время для того, чтобы к ним привыкнуть. Он - "своя собственная маленькая личность", трансформация, которая обычно происходит у человеческих детей в возрасте примерно 9-10 месяцев. Но здесь это произошло в контексте как его собственного генетического наследия, так и культурной атмосферы Пан/Хомо в центре "Доверия".

То, как отец Теко - Канзи понял, что произошла трансформация записано на видео, которое появится в скором времени, а сейчас я попробую описать эту историю словами.

Теко вошел в комнату, в которой сидели Сью и Канзи. Сью попросила Канзи снять с Теко подгузник. Тот ловко с этим справился, потянув вначале за одну полоску пластика, а потом за другую. Однако затем, вместо обхаживания Теко, как это было "до свободной воли", Канзи ушел в угол, уселся там и стал наблюдать как Теко носится по комнате. Всякий раз, когда тот приближался, Канзи отталкивал его рукой. Потом он попробовал увлечь ребенка играми. Бил рукой по полу, стараясь привлечь его внимание. Носился по комнате с листом бумаги за собой, с тем чтобы Теко его догонял. Проделывал тоже самое с пустой коробкой. Во всем этом присутствовало очень большое дружелюбие и тепло, со стороны папаши, который стремился быть принятым, выстраивающим отношения и одновременно уважающим как пространство, так и личность сына.

Знает ли Канзи, что Теко его сын? Считает ли Теко, что Сью его мать? Мы может быть никогда не узнаем ответа на эти вопросы. Что важно, так это, что на равнинах штата Айова в это Рождество, очень маленький бонобо в этот самый момент вовлечен в необыкновение совмещение любви и любопытства как со стороны членов его собственного вида, так и со стороны людей. В этом есть небольшое чудо.
- Урсула Гуденаф

http://community.livejournal.com/anthropology_ru/542946.html


«Да, я костёр. Господь, прости!
Я был плохим жильцом.
Себя сжигал и не гасил –
Я мнил себя творцом...»

В.Сухоруков.

 
fonogramshikДата: Суббота, 2011-04-02, 0:10 AM | Сообщение # 5
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1692
Репутация: 5
Статус: Вне контакта
Американские психологи Аллен и Беатриса Гарднеры, смотря фильм про Вики, обратили внимание на то что каждое своё слово она сопровождает выразительным жестом, так, что её можно было понять, отключив звук. В это время стали поступать сведения, что для диких шимпанзе жесты — важное средство коммуникации. Это побудило Гарднеров к выводу, что исследовать лингвистические способности шимпанзе лучше с помощью жестов.

В 1966 году Гарднеры приобрели молодую самку шимпанзе по кличке Уошо с целью научить её говорить на американском языке глухонемых — амслене. Амслен был выбран потому, что является хорошо изученным языком, кроме того, возникала возможность сравнивать развитие шимпанзе и глухонемых детей.

Уошо показывали какой-либо предмет или действие, а затем складывали её пальцы в соответствующий жест, вызывая в её сознании ассоциативную связь. Уже выучив восемь знаков, Уошо начала их комбинировать. Ещё в начале обучения она продемонстрировала понимание знаков: она узнавала изображение на картинке не хуже самого предмета, отличала маленькое изображение взрослого человека от изображения ребёнка и т. п. Уошо активно использовала знаки для общения с людьми и достижении своих целей. Через пять лет она знала уже 160 слов.

К 1972 году в Оклахомском институте изучения приматов уже с десяток шимпанзе были обучены амслену.

Эксперименты показали, что шимпанзе, бонобо и гориллы обладают символическим мышлением и легко пользуются принципом обобщения, применяя знакомые жесты в новых ситуациях. Человекообразные обезьяны способны употреблять слова в переносном смысле, владеют метафорами. Они могут создавать новые понятия, комбинируя известные слова, например: «туалет» — «грязный хороший»; «зажигалка» — «бутылка спичка».

Основное развитие речи и интеллекта говорящих обезьян происходит как правило в первые годы жизни — чаще всего обезьяны доходят в развитии речи до уровня двух-трехлетнего ребенка. Вырастая, они во многом остаются подобны детям, по-детски реагируют на жизненные ситуации и предпочитают игры всем другим способам времяпрепровождения. Обезьяны обладают также чувством юмора.

Описан случай, когда обученная языку знаков самка бонобо сама обучила своего детеныша вместо человека-экспериментатора. В эксперименте, проведенном Фондом исследования больших человекообразных обезьян (США), знаменитого самца Канзи удалось научить понимать на слух около 3000 английских слов и активно употреблять более чем 500 слов при помощи клавиатуры с лексиграммами (геометрическими знаками).[2] Это позволяет говорить о бонобо как о самом интеллектуальном виде приматов, что, конечно, приближает его к человеку.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Феномен_«говорящих»_обезьян


«Да, я костёр. Господь, прости!
Я был плохим жильцом.
Себя сжигал и не гасил –
Я мнил себя творцом...»

В.Сухоруков.

 
fonogramshikДата: Суббота, 2012-04-14, 11:25 AM | Сообщение # 6
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1692
Репутация: 5
Статус: Вне контакта
Обезьяну можно обучить чтению, хотя смысл слов и их звучание останутся для нее загадкой. Психологи-когнитивисты из университета Экс-Марсель во Франции тренировали бабуинов, показывая им по очереди реальные слова и абракадабру из букв. К концу эксперимента бабуины правильно угадывали, что есть что, в 70-80 процентах случаев. А самый способный из подопытных, бабуин Дэн, выучил целых 308 английских слов.

Подробный отчет об эксперименте группы Джонатана Грейнджера опубликовал журнал Science. Шестеро бабуинов жили в лаборатории и обучались в свободном режиме. В любое время суток они могли заглянуть в специальную кабинку с сенсорным экраном и лотком. По опыту прежних экспериментов они уже знали, что если правильно решить задачу на экране, в лоток упадет вкуспый крекер. В предплечье каждого из бабуинов ученые вшили по радиомаячку, чтобы кабинка автоматически распознавала посетителя.

На этот раз на экране высвечивалось английское слово – три согласных, одна гласная (DONE, THEM, VAST) – либо такая же внешне, но бессмысленная, комбинация из четырех букв (DRAN, TELK, VIRT – это примеры «неслов» из оригинальной статьи). Ученые подбирали «неслова» так, чтобы в них как можно чаще встречались противоестественные для английского комбинации букв, которые редко идут подряд в нормальных четырехбуквенных словах. Крекер выпадал в лоток, если бабуин жал на правильную кнопку – «слово» или «неслово».

Нормальные слова то и дело повторялись на экране. А «неслова» все время сменяли друг друга. Бабуины быстро уловили закономерность. Те четырехбуквия, которые уже примелькались – слова, а новые варианты – «неслова». Но таких рассуждений было мало, потому новые настоящие слова ученые вводили в игру постепенно. Как распознать их с первой попытки? Только статистически – то есть увидеть связь между несловами и редкими парами букв.

Продемонстрировать догадливость обезьян не было самоцелью. Поскольку говорить обезьяны не могут, выборочная реакция на слова была способом показать, что они различают и удерживают в памяти буквы и их комбинации – то есть, по сути, читают. Но в природе книги и айпады попадаются бабуинам редко – спрашивается, зачем им это умение? Можно возразить, что еще 5-6 веков назад огромному большинству людей буквы не встречались на протяжении всей жизни, а их мозг анатомически не отличался от нашего.

На томограммах человеческого мозга отчетливо видна область, которая возбуждается только при чтении слов с листа. Но не когда их произносят вслух. Вероятно, этот механизм мышления эволюция приспособила для какой-нибудь другой, неизвестной нам, задачи – а цивилизация нашла ей неожиданное применение. Опыты с обезьянами показывают, что механизм распознавания букв намного старше, чем письменность и даже речь. Наш общий с бабуинами предок жил миллионы лет назад. Около ста тысяч лет назад, по гипотезе лингвистов, люди впервые заговорили. А первые системы письменности не старше шести тысяч лет.

Новый опыт доказывает: навыки чтения никак не связаны с даром речи. Поэтому старая идея про миллиард обезьян, которые за миллиард лет едва ли наберут на печатной машинке первые строки «Гамлета», теперь звучит не так убедительно. Если они вовремя отделят слова от «неслов» - то не исключено, что справятся. Главное – не жалеть крекеров.


http://www.geo.ru/nauka/obezyany-chitayut-po-angliiski


«Да, я костёр. Господь, прости!
Я был плохим жильцом.
Себя сжигал и не гасил –
Я мнил себя творцом...»

В.Сухоруков.

 
Форум » Мировой раздел » Любопытное » Говорящие обезьяны
Страница 1 из 11
Поиск:

Мини-чат

Наш опрос
Что вам больше всего нравится на сайтах?
Всего ответов: 164

Статистика

Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  •  
    Copyright MyCorp © 2016